В России хотят запретить поиск попутчиков

Объединение автопассажирских перевозчиков России требует запретить сервис поиска попутчиков BlaBlaCar. Автоперевозчики обвиняют карпулинг-сервис в том, что они помогают нелегальным перевозчикам, уходить от налогов, прикрывая платную перевозку пассажиров словами о “компенсации затрат на топливо”.

Кроме того, в иске в Таганский суд Москвы автоперевозчики утверждают, что ездить с водителями, которые предлагают себя на BlaBlaCar, опасно – никто не проверяет их здоровье и состояние их автомобилей.

Сервис BlaBlaCar – это такая платформа, которая должна помогать водителям искать попутчиков, но не чтобы деньги зарабатывать, а чтобы поделить затраты на бензин и платные дороги. Все это называется карпулингом (совместные поездки) и работает почти во всем мире.

В России с карпулингом давно борются   профессиональные автоперевозчики. И на макро – обращения в суды и в Госдуму, то на микро уровне – регистрируясь в качестве фальшивых пассажиров.

В ответ сервис BlaBlaCar в России ввел платную регистрацию для своих пользователей

Для водителей пользование сервисом остается бесплатным, а вот пассажирам придется раскошелиться: на 150 рублей, если требуется абонемент на день, и на 300 – если абонемент месячный. Правда, поездки короче 120 км не тарифицируются.

Водитель размещает на сервисе информацию: когда поедет, откуда и куда, какие города будет проезжать и сколько свободных мест в машине. Пассажир бронирует поездку – затем они созваниваются и договариваются о встрече. По окончании поездки ставят друг другу «звезды» на сайте.

На возмущение потенциальных пассажиров по поводу платности услуг  платформа ответила, что  все сделано в интересах водителей и в пику профессиональным бомбилам, для которых карпулинг как кость в горле. Якобы нехорошие профессиональные перевозчики, катающие людей на своем микроавтобусе, например, из Пскова в Новгород, сами регистрировались как пассажиры на таком же маршруте у водителя в BlaBlaCar, а перед самым отправлением поездку отменяли.

Ирина Рейдер, руководитель BlaBlaCar в России, напомнила «Городу 812», что в России BlaBlaCar начал работать в 2014 году, спустя восемь лет после своего первого рождения   – во Франции. В России зарегистрировано 15 миллионов аккаунтов, и пользователи ежедневно совершают по стране порядка 100 тысяч поездок.

 

– Самые популярные маршруты: Петербург – Москва?

 – Да, а еще Челябинск – Екатеринбург и Москва – Ярославль. Из Петербурга еще любят ездить в сторону Петрозаводска, в Финляндию и Прибалтику.

– А какая средняя длина маршрута?

 – Не больше 500 км. Средняя стоимость 1 километра поездки – 1,2 рубля (а в такси – 6–8 рублей). Это политика: мы позволяем автовладельцам лишь компенсировать расходы на топливо, но не получать прибыль.

– И кто пользуется совместными поездками – молодежь?

 – Ядро пользователей – люди в возрасте 25–35 лет. Соотношение мужчин и женщин – приблизительно 55 на 45, среди водителей преимущественно мужчины. Средняя заполняемость автомобиля – 2,8 человека.

– В России у вас есть конкуренты – «довезу», «напопутке», «махнем» и т.п. И они без платной регистрации. Отток пользователей пошел?

 – Мы не единственный игрок на рынке карпулинга, но крупнейший. Есть ведь еще специальные странички в соцсетях. Но они все проигрывают нам по удобству использования, функциональности и безопасности, а главное – по числу пользователей. Пока не могу сказать, вызвала платная регистрация отток пользователей или нет, потому что до 5 ноября действует транзитный период: действующие пользователи получили бесплатный доступ на 3 месяца, новые пользователи – на один месяц. Также маршруты до 120 км остались бесплатными. В общем, пока для оттока пользователей не было причин. Более того, в сравнении с аналогичным периодом прошлого года мы даже видим рост числа регистраций. Потому что платный доступ к бронированиям сделает BlaBlaCar более прозрачным, справедливым и безопасным – более качественным на фоне остальных.

– Я сравнила: автобус от Москвы до Петербурга – 853 рубля.  BlaBlaCar – от 900 плюс 150 за регистрацию. Никакой экономии.

 – Но есть другие преимущества: возможность ездить «от подъезда до подъезда», новые знакомства, возможность заранее видеть, кто твои попутчики.

– Неужели не было других способов борьбы с бомбилами –  разрешить водителям брать те же 150 рублей в виде предоплаты.

 – Если пассажир не пришел на место встречи, не стоит сразу думать, что он вас кинул. У него могут быть для этого объективные причины. Достаточно ограничиться отзывом, а дальше система отзывов и рейтингов сработает сама: она довольно эффективно решает вопрос и с недобросовестными водителями, и с пассажирами. А насчет предоплаты мы категоричны: никогда и никакой! Оплачивать поездку нужно по факту. Разрешить делать предоплату – значит открыть окно возможностей для мошенников.

– У европейских бла-бла-каров тоже платная регистрация?

 – В Польше и Украине платный доступ к бронированиям на день или на месяц. В других – непосредственно за само бронирование.

– Налоговая скоро придет к водителям?

 – Это карпулинг. Поездка с попутчиками. Водители лишь частично компенсируют свои расходы, но не получают прибыль, поэтому они вряд ли могут быть интересны ФНС.

– А другие властные органы вами не интересовались? Не пытались еще упорядочить ваше существование?

 – Мы сами полгода назад обратились к Министерству транспорта с инициативой разработать правовую основу для регулирования карпулинга в России. При Минтрансе была собрана рабочая группа по данному вопросу. Задача: на законодательном уровне провести четкое разграничение между водителями, которые совершают эпизодические поездки с попутчиками без цели получения финансовой выгоды, и коммерческими перевозчиками. Коммерческие должны платить налоги, и мы их отсекаем.

– Любимые клиенты у вас есть?

 – Екатеринбуржец Владимир Васкевич, который проехал всю Россию от Калининграда до Владивостока. Иван Ширяев из Камышина уже несколько лет путешествует по стране с целью посетить все города России. Пока что посетил 550.

 

Нина Астафьева

 

Вредные советы

 

 «Город 812» поговорил с блаблакарщиками. В итоге получились советы для водителей и для пассажиров.

Чего не надо делать пассажиру

 

– Опаздывать к старту, попросить подождать, а потом отключить телефон.

– Брать с собой пахучую еду.

– Не взять ни еды, ни денег в дорогу больше пяти часов

– Прийти пьяным, с большим багажом.

– Разговаривать о болезнях.

– Критиковать водителя и его машину.

– Относиться к водителю, как к обслуге, требовать, чтобы он грузил чемоданы и довез до подъезда.

 

Чего не надо делать водителю

– Завести аккаунт на имя Олеси, под видом которой скрывается 50-летний прокуренный Ахмет.

– Пообещать поездку на легковой машине, подсунуть вместо нее «газель» с 15 пассажирами.

– Демонстративно не отвечать на вопросы о стаже и возрасте машины.

– Сажать назад трех человек.

– И самое главное – называть цену больше обговоренной.