Вступили в силу изменения в законе, обязывающие банки блокировать карты клиентов, если операция по карте кажется подозрительной. Подозрительной – то есть отличается от тех транзакций, которые вы совершаете обычно. Как не оказаться с заблокированным пластиком?
Не делать необычного
26 сентября 2018 года вступили в силу поправки в закон, обязывающие банки на срок до двух рабочих дней блокировать карты (и операции по переводу со счетов) при подозрении, что операция совершается не санкционированно. Это сделано для усиления безопасности, но на практике может обернуться неприятными хлопотами для картовладельцев.
Центробанк опубликовал перечень признаков, при соблюдении которых банки обязаны блокировать пластик клиентов. Таких признаков три.
Первый. Если клиент попытается совершить перевод неблагонадежному получателю, чьи данные имеются в базе ЦБ в связи с попытками или случаями хищений.
Второй. Если параметры устройства, с которого совершается перевод, совпадают с данными из «черного списка» подозрительных устройств ЦБ.
И третий признак – самый неприятный. Банк должен заблокировать карту, если по ней совершается нехарактерная для клиента операция. Например, перевод средств с незнакомого устройства, из непривычного места, в нехарактерное время или просто покупка на слишком крупную (по мнению банка) сумму. В такой ситуации может оказаться даже самый порядочный клиент – например, во время отпуска в другой стране.
Как теперь банки будут жить по-новому и что делать, чтобы не нарваться на блокировку карты, например, за границей в «непривычном» для банка месте? – «Город 812» спросил у Банка России, а также в коммерческих банках.
В Центробанке уверяют, что глобальных новшеств изменения в законодательстве не принесли.
– Многие банки и раньше отслеживали подозрительные операции. Они делали это по собственной инициативе ради безопасности клиентов, а теперь это требование закона: с 26 сентября его должны применять все банки. Банк России получает от банков информацию о счетах, через которые вывели или пытались вывести украденные деньги, и делится ею со всеми кредитными организациями. Банки и раньше обменивались информацией о счетах дропперов, а теперь это оформлено законодательно. Счета редко используют для мошенничества без ведома их владельцев. Даже если возникли подозрения, банк не обязательно блокирует счет или карту, он должен связаться с отправителем денег и подтвердить законность операции. При этом банк должен провести операцию, если в течение двух дней не получит ответа от клиента или не сможет связаться с ним, – говорят в пресс-службе Северо-западного ГУ Банка России.
Как избежать неоправданной блокировки? Центробанк рекомендует заранее предупреждать свой банк о том, что вы планируете сделать со своей картой или счетом что-то необычное. Например, расплатиться за границей или совершить крупную покупку.
– Также стоит убедиться, что в банке есть ваши актуальные контакты, прежде всего номер мобильного телефона, – предупредили в Банке России.
Решает искусственный интеллект
Представители коммерческих банков дают другие советы. И просят, вопреки пожеланиям ЦБ, не информировать их о своих планах. Иначе они просто захлебнутся под валом таких обращений.
– Чтобы не оказаться за границей без денежных средств, желательно брать с собой не одну пластиковую карту, а как минимум две – и желательно различных международных платежных систем. Обязательно иметь наличные. Заранее информировать банк о поездке не надо, достаточно подтвердить факт того, что именно вы проводите ту или иную операцию, в том случае, если банк свяжется с вами по телефону, – говорит Иван Макаров, пресс-секретарь банка «Открытие» в СЗФО.
По его словам, банк давно блокирует карты, если операция выглядит подозрительной.
– Мне самому как клиенту банка «Открытие», например, в июле этого года на двадцать минут приостановили исполнение перевода с карты, который выбивался из обычного ряда моих клиентских операций. Я делал перевод знакомому, которому до этого никогда деньги не переводил. И только после того как я подтвердил оператору банка правильность данной транзакции (назвал дату рождения и адрес электронной почты), операция была успешно проведена, – рассказывает Макаров.
В Сбербанке рассказали, что уже давно используют искусственный интеллект для мониторинга и блокировки подозрительных операций в режиме онлайн.
– Эффективность нашей системы фрод-мониторинга (от англ. anti-fraud – «борьба с мошенничеством». – Ред.) превышает 97%, что является одним из лучших мировых показателей. Мы будем теперь использовать ее для исполнения требований ФЗ, – объясняют в пресс-службе «Сбербанка».
Сегодня, когда «Сбербанку» операция кажется подозрительной, его сотрудник разыскивает клиента. Но скоро все будет иначе.
– Сейчас банк связывается с клиентом одним из двух способов. Либо направляет клиенту сообщение о необходимости связаться с банком, и в этом случае клиент должен сам позвонить нам для подтверждения операций. Либо, по наиболее подозрительным операциям, банк сам звонит клиенту. Уже в скором времени исходящий звонок будет делать робот вместо человека, – говорят в банке.
На словах, там предлагают хранить деньги на разных картах либо держать их на счете и переводить самому себе онлайн.
Можно верить только 3434
Новшества, направленные на защиту интересов держателей карт, на практике спровоцировали обратный эффект. Выросла активность мошенников, обманывающих россиян по поводу блокировки пластика.
Банк России 8 октября распространил информацию о фактах совершения мошеннических действий посредством sms-сообщений или email-рассылки с использованием имени Банка России.
– В частности, неустановленные лица направляют посредством sms и email-рассылки в адрес клиентов различных кредитных организаций ложные сообщения о блокировке банковской карты клиента и предложения перезвонить по указанным в сообщениях телефонным номерам. В качестве отправителя сообщений, как правило, указываются: «Центробанк России», CentroBank, «Служба безопасности Банка России», то есть наименования, ассоциирующиеся с названием Центрального банка Российской Федерации (Банка России).
У граждан, обращающихся по указанным в сообщениях телефонным номерам, злоумышленники пытаются выяснить номера якобы заблокированных банковских карт, PIN-коды, количество денежных средств, размещенных на карточных счетах, персональные данные владельца карты и другую конфиденциальную информацию. Центральный банк Российской Федерации никакого отношения к указанным sms-сообщениям и email-рассылкам не имеет, – говорится в заявлении Банка России.
При получении подобных сообщений Центробанк советует обратиться в свой банк. И предупреждает: Банк России может писать вам только с номера 3434.
Елена Роткевич