Зачем мне загранпаспорт, – интересуется ФСБ, а мимо проплывает адмирал Колчак. Письма из Арктики

Ну шо мне вам сказать за Сахалин. В смысле за Северную Землю. Мы живем на острове. Он называется Голомяный и входит в архипелаг Седова, который в свою очередь входит в архипелаг Северной Земли.

От редакции: автор полярных писем – Дмитрий Ежков – вдруг понял, что жизнь сценариста слишком скучна и решил стать полярником. В Архангельске сел на экспедиционное судно «Михаил Сомов», которое повезло его на север Карского моря. И вот он уже добрался до места работы – где должен отвечать за три дизель-генератора, отопительный котел и два понижающих трансформатора (начало арктических рассказов – здесь, здесьздесь и здесь)

Остров совсем маленький. Длиной он около пяти километров, а в ширину около полутора. В отлив открывается коса и по ней можно переехать на соседний остров – Средний. Там находится погранзастава. Ее начальник, 30-летний старший лейтенант Рома, приезжал сегодня посмотреть на тех, кто выгружался из вертолета.

Мне, конечно, сказочно повезло. Я попал на старую советскую станцию, которой повезло пережить 90-е. Открыта она была в начале 50-х. Тут полностью сохранилась радиорубка. В ней стоят старые советские телетайпы и радиостанция.

  • Настоящая советская радиостанция. Это вам не в сети мессиджами перекидываться – одних рычажков вон сколько.

В море у берега плавает шуга – смесь воды со снегом. Чуть дальше от берега плавают осколки льда типа небольших айсбергов. Они не белые, а голубые, цвета моющей жидкости. Мне сказали, что это многолетние льды из полностью опреснившейся воды.

Станция находится на краю косы и у меня море с трех сторон. В любую из них до моря метров тридцать. Я тихо балдею. В такой близости от моря я никогда не жил.

Тема медведей ни разу не шутка. Аборигены, то есть жители станции, начинают нервничать, когда мы отходим от дома буквально на пару десятков шагов. Говорят, что медведи могут не приходить месяц, а могут приходить шесть раз в день.

Шесть это не литературная гипербола, а реально подсчитанное число раз. По словам пограничников прямо сейчас на помойке, которая в километре от нас, ходит медведица с двумя медвежатами.

Мне уже выданы файер и ракетница. Велено носить их всегда с собой – даже, когда я перехожу из жилого здания в рабочее. А между ними – пятнадцать метров по высоким мосткам.

Используя опыт жизни на ТВ, я первым делом задружился с наиболее влиятельными жителями станции. Это собаки. Я верю, что они почуют зверя первыми и предупредят меня.

***

Моя трудовая деятельность на новом поприще началась с травмы. В дизельной у меня есть ворота, через которые втаскивают тяжелый груз. Со стороны улицы перед воротами сделан металлический помост высотой метра полтора. Я вышел на помост и решил спуститься с него по приставной металлической лестнице. Но прямо перед лестницей, загораживая проход, стояла пустая металлическая бочка из-под топлива. Я прижался к бочке как к горячо любимой девушке, обошел ее по кругу, оказался спиной к лестнице и – ступил на нее. Я был уверен, что она приварена. А она не была.

Пока я летел спиной вниз эти полтора метра – нет, жизнь не пролетела у меня перед глазами, но я успел подумать о многом. Я подумал о том, что если я сейчас травмируюсь, моя карьера полярника закончится, едва начавшись. О том, что врачей в округе нет, что мои товарищи – несмотря на пройденные курсы, скорее всего не умеют накладывать шины. Что вертолет за мной прилетит никогда или уж точно нескоро.

Я упал спиной на землю, потом ударился затылком – хорошо, что я был в своей новенькой толстой курточке полярника, а на голове у меня был капюшон – они немного смягчили удар. А сверху на меня уже летела пустая бочка из-под топлива (килограмм 50, не меньше). Я бы много отдал, чтобы посмотреть, как это выглядело со стороны. Каскадер, успев сгруппироваться, падает спиной на землю и тут же быстро и сноровисто (ну мне так показалось) откатывается в сторону. А на место, где он только что лежал, с грохотом падает бочка.

Результаты такие. Спине повезло, она не пострадала. Голова пошумела пару часов и прошла (кость же как известно). Не повезло ноге. До сих пор не пойму, чем ей досталось: то ли она попала между ступеньками лестницы, то ли ее все-таки бочкой задело. Но голень под коленной чашечкой опухла и болит второй день. Синяка нет, но хожу еле-еле. На перелом не похоже – под коленной чашечкой просто нечего ломать, кроме самой голени. Видимо, ударил кость.

Так что вот, урок первый: не уверен – не обгоняй. Тут нужно избегать самой ситуации, при котрой есть риск травмироваться. Потому что рассчитывать не на кого. Любые сомнения нужно трактовать в пользу потенциальной опасности. Почти как сходить соло в горы или понырять на рифе в одиночку.

  • Наша кают-компания, как ее тут называют. Или, проще говоря, гостиная.

***

Приезжали пограничники на огромном грузовике. Привезли мне анкету на трех листах, которую я должен заполнить. Кроме общих анкетных данных ФСБ интересует, есть ли у меня загранпаспорт, когда и с какой целью (!) я его получал, есть ли у меня родственники заграницей, состою ли я в переписке с иностранными гражданами, и если да, то каким образом мы переписываемся – по почте или мейлами. Кроме того, я должен написать подробную автобиографию, где в числе прочего указать, разводился ли я и какова причина развода.

Вы спросите – зачем? Я не знаю. Наверное, это находится в общем тренде вставания с колен. Вдруг я от такой прекрасной жизни рвану через Северный Полюс в Канаду.

Так что, может меня еще погонят отсюда палками. У меня все-таки сын живет в Германии. И с иностранными гражданами я в переписке состою. Одних одноклассниц в Америке аж три штуки. И все гражданки.

***

У нас в доме всегда включена рация на 16-м морском канале. Ее не выключают никогда. 16-й это канал экстренной связи между судами и берегом. И вот уже который вечер, лежа на диване, я слушаю переговоры пограничников с судном под названием «Адмирал Колчак».

То есть, представьте себе: утром чекисты везут мне анкету с вопросом, зачем мне загранпаспорт, а вечером как на спиритическом сеансе вызывают Адмирала Колчака. Мне кажется это хорошо характеризует наше время.

Дмитрий Ежков

Соскучились по снегу? А у нас он есть. К фото на заставке

  • Наш местный каршеринг. Вместо номера – географические координаты курорта на море.