Впервые с августа 1991 года в России победила бархатная революция. Правда, на сей раз не в Москве и Петербурге, а в далёкой Ингушетии. Но победа – по её сути – такая же.
Ведь что такое бархатная революция? Это когда народ, ещё вчера казавшийся грудой тухлых овощей, вдруг массово пробуждается, выходит на улицы и остаётся на них, а властные институты поочерёдно – один за другим, включая силовиков – дружно прекращают подчиняться Синьорам Помидорам и примкнувшим к ним Принцам Лимончикам. И в итоге мягко и бескровно, сугубо конституционно, отменяется всё то, что в глазах пробудившегося народа является нелегитимным от начала и до конца.
Именно это произошло в России 19-21 августа 1991-го. Именно это случилось и в Ингушетии, а значит, тоже в России, 30 октября 2018 года. В этот день, после многодневной мирной акции протеста (проходившей в Магасе и собравшей десятки тысяч протестующих жителей республики) и не фоне открывшегося здесь же, в столице Ингушетии, Всемирного Конгресса ингушского народа, республиканский Конституционный суд принял два решения, не имеющие, согласно законодательству РФ, обратной силы.
Во-первых, признал закон Республики Ингушетия (РИ) от 4 октября 2018 г. №42-РЗ «Об утверждении Соглашения об установлении границы между Республикой Ингушетия и Чеченской Республикой» – «не соответствующим Конституции Республики Ингушетия, ее статьям 4, 11, 103 (часть 2) и 111, а также по порядку принятия».
Во-вторых, установил, что заключенное руководителями Чечни Кадыровым и Ингушетии Евкуровым «Соглашение об установлении границы между Республикой Ингушетия и Чеченской Республикой от 26 сентября 2018 года без его утверждения на референдуме Республики Ингушетия не порождает правовых последствий для органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и граждан в Республике Ингушетия». То есть, де-факто, что Соглашение это – юридически ничтожно.
Правда, процедура требует, чтобы формальная отмена указанного закона (а значит, и соглашения) произошла на заседании Народного собрания РИ, однако это вопрос уже, скорее, чисто технический. Политическая победа ингушами одержана. По крайней мере, один из тех депутатов, которые обратились в КС РИ с просьбой проверить Закон «Об утверждении Соглашения…» на предмет его конституционности, – член «Единой России» Ахмед Накостоев, ныне участвующий в работе Всемирного Конгресса ингушского народа, выразил уверенную надежду на то, что попыток срыва кворума в парламенте больше не будет и что Народное собрание РИ в ближайшее время отменит данный закон и тем самым поставит во всей истории с передачей Чечне части территории Ингушетии финальную точку.
Можно, конечно, предположить, что Путин, Кадыров (по бокам) и Евкуров (посредине), подобно известным персонажам из «Кавказской пленницы» пытающиеся, взявшись за руки, преградить дорогу несущемуся автомобилю, попробуют торпедировать решение КС РИ с точки зрения «процедуры». А именно, обратят внимание на то, что двое из заявителей-депутатов, вроде бы, в последний момент, пытались свои подписи под запросом отозвать, но КС оставил их ходатайство без внимания…
Однако на месте Кремля и Ко лучше бы было уже расслабиться и получить максимум удовольствия от того, что всё произошло хотя бы с внешним соблюдением институционального декора. Ибо ясно – победить ингушей традиционными кремлёвскими методами – подкупа элит, устрашения политических активистов и оболванивания «ширнармасс» – уже не выйдет. И не в пресловутой «тейповой» солидарности тут дело. Ибо если бы всё рулила она, то сегодня мы видели хотя бы минимальное противостояние «тейпов начальства» – Евкурова и других представителей высшего руководства РИ – с некими «оппозиционными» тейпами. Но ничего похожего даже близко нет. Есть солидарный протест практически всех граждан Ингушетии – против зарвавшихся и завравшихся начальников, решивших, что они могут манипулировать гражданами, как лабораторными мышами. Но как только этот постыдный начальничий расчёт публично вскрылся, народ вышел на улицы – и в политических мышей тут же превратились те, кто ещё вчера мнил себя великими геополитическими комбинаторами.
В этом смысле то, что случилось сегодня в Республике Ингушетии – далеко не локальное событие. Впервые за долгие годы существования РФ авторитарный механизм управления обществом дал полноценный сбой. Впервые органы власти – под влиянием граждан, мирно и организованно вышедших на улицы, – «отмотали назад по полной». Создан, одним словом, успешный бархатно-революционный прецедент. Ибо таких кейсов до сих пор не только путинская, но даже ельцинская Россия не знала. И не узнала бы, если бы не граждански созревший Кавказ. Тот единственный, как оказалось, регион, где народ в целом, включая омоновцев и единороссов, сохранил в себе потенциал гражданского сопротивления и мирной уличной борьбы не только за пенсионные печеньки или против плюшевого Димона, но за своё гражданское и человеческое достоинство. Которое на самом деле дороже любых печенек, трофейных шубохранилищ и жирных нефтяных скважин. И именно поэтому оно неодолимо для власти. И потому власть перед ним отступает.
У меня нет, разумеется, никаких поспешных иллюзий. Мастер-класс, который сегодня презентовали 140 миллионам граждан РФ ингуши (а ведь всех ингушей, напомню, – не больше, чем жителей Купично), вряд ли смогут в ближайшем будущем повторить даже чеченцы, не говоря о гражданах других, менее политически активных и самоорганизованных регионов. И всё же это – прецедент. И путинской России придётся теперь жить с этим. И с напряжением и ужасом ждать того момента, когда кто-то захочет и, главное, «сможет повторить»…
Даниил Коцюбинский