Еще в 2015 году вступили в силу изменения в Правила дорожного движения, в соответствии с которыми водители не должны ждать, когда к ним приедет инспектор ДПС, а все делать самостоятельно. Главное – побыстрее убрать машину с дороги, иначе штраф. Работает это правило в 2018 году или про него все уже забыли?
С 1 июля 2015 года вступили в силу изменения в пункт 2.6.1 Правил дорожного движения. А там написано, что «если в результате дорожно-транспортного происшествия вред причинен только имуществу, водитель, причастный к нему, обязан освободить проезжую часть, если движению других транспортных средств создается препятствие, предварительно зафиксировав, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, повреждения транспортных средств». Замешкавшихся обещали штрафовать на 1000 рублей.
Прошло два с половиной года, однако все, к кому мы обращались за комментариями, уверяли, что попавшему в ДТП водителю по-прежнему лучше действовать по старинке – то есть вызывать и ожидать сотрудника ГИБДД.
И инспекторы ДПС в Петербурге на ДТП выезжают, что подтверждает статистика.
Так, за 4 недели 2018 года в городе оформили 9536 ДТП, и только 402 из них были ДТП с пострадавшими. Т.е. на вызовы инспекторы приезжают как раньше, несмотря на то что штат ГИБДД с 2018 года уменьшился на 10 процентов.
Впрочем, число оформленных инспекторами аварий по сравнению с прошлым годом тоже сократилось – на те же 10 процентов. В январе 2017 года было зарегистрировано почти на тысячу ДТП больше – 10456 аварий (в том числе 443 аварии с пострадавшими).
«Я конкретно не оформляю ДТП, – пояснил “Городу 812” инспектор ДПС Андрей Н., – но знаю, что из райотдела приезжают и не отказывают. Для тех, кто перегородил проезд машинам, пока ждал наряд, есть штрафная санкция, статья 12.27 КоАП, но обычно ее применяют против тех, кто устроил ДТП на трамвайных путях. Если после аварии разбросаны детали по всей проезжей части и видно, что машины крутило, никто не станет предъявлять водителям претензии за то, что они не переместили свои машины. А вот если одна машина поцеловала другую в зад, и все очевидно, могут оштрафовать».
Оформление ДТП с участием инспекторов выглядит так. Инспектор ДПС проводит замеры, составляет протокол. Раньше у водителя забирали документы и возвращали только в райотделе ГИБДД после дачи объяснения. Сейчас документы не забирают, бланки объяснений раздаются на месте столкновения, водители их заполняют и привозят в райотдел позже, как смогут.
Как известно, в России уже который год активно пропагандируют оформление европротокола – если столкнувшиеся водители согласны друг с другом в вопросе, кто виноват, то они вообще не должны извещать полицию и не отвлекать ее от прочих важных дел.
С июня 2018 года лимит выплат по европротоколу поднимут. Он составит 100 тысяч рублей вместо нынешних 50 тысяч, а значит, еще больше водителей будут его оформлять. Или не будут? Поскольку европротокол применяется только в тех случаях, когда виновник аварии признает себя таковым, а это у нас случается не так уж часто.
Сейчас по закону для применения европротокола нужно, чтоб пострадали только два транспортных средства. Во-вторых, пострадавший может рассчитывать на сумму или ремонт стоимостью не более чем 50 тысяч. В-третьих, виновник должен быть очевиден и не отрицать своей вины. В-четвертых, в аварии не должно быть пострадавших. И наконец, машины должны иметь российскую регистрацию и ОСАГО.
Действительно ли европротоколом активно пользуются водители в Петербурге, спросили мы у управляющего директора департамента страхования автотранспортных средств Группы «Ренессанс Страхование» Сергея Демидова.
– Средняя выплата за 2017 год по России в среднем по рынку выросла на 15% и составляет 77 тысяч рублей, средняя выплата по европротоколу – 27 400 рублей. Доля убытков ОСАГО, оформляемых через европротокол, – 33%. Крайне редко бывает, чтобы автомобилисты оформили европротокол, а потом выяснилось, что в машине были скрытые повреждения, и выплаты в 50 тысяч недостаточно. Наоборот, все перестраховываются и предпочитают вызвать на место ДТП ГИБДД, если у них есть сомнения в достаточности лимита. С июня лимит по европротоколу возрастет до 100 тысяч, так что доля происшествий, оформленных без участия ГИБДД, возрастет еще больше.
– Начали ли работать обещанные «черные ящики страховщиков», которые фиксируют информацию о ДТП в момент столкновения?
– Доступ к данным автоматических терминалов Эра-Глонасс для страховых компаний пока не открыт. А рабочее решение будет более простым в использовании – под контролем Центробанка сейчас начата разработка мобильного приложения «Помощник ОСАГО», через которое фото с места ДТП будут передаваться в единую базу данных. Это даст гарантии некорректируемости информации, а оформление ДТП технически упростится. Срок введения нового способа оформления ДТП – с 1 октября 2019 года.
В общем, европротокол – это прогрессивно и цивилизованно, говорят страховщики. Специалисты советуют придерживаться нескольких правил при его оформлении – чтобы потом не плакать.
Правило первое. Если виновник аварии согласен на оформление европротокола, проверьте его полис. Надо зайти на сайт Российского союза автостраховщиков, ввести номер и удостовериться в его подлинности. Как сообщил «Городу 812» автоюрист Алексей Кузнецов, примерно 7 процентов автомобилистов ездят с фальшивыми полисами. Потерпевший, у которого есть только ОСАГО, обращается в свою страховую компанию, а там через несколько дней получает отказ в выплате. «Но с точки зрения текущей судебной практики, оформление ДТП по европротоколу – это сделка. Где стороны акцептируют, то есть определяют ее условия, то есть виновник соглашается, что он виновник, – разъяснил Кузнецов. – Оформляется эта сделка через оформление извещения о ДТП. И если оно грамотно оформлено и есть подписи сторон, то в нем имеются все данные виновника и с этим можно идти в суд. И не страшно, если в деле будут отсутствовать официальные справки».
Правило второе. Почти половина отказов в выплатах по европротоколу возникает из-за неправильного оформления. А самая типичная ошибка – отсутствие нужных подписей: например, на извещении о ДТП их должно быть три пары: на титульном листе, на обороте и на схеме места ДТП, хотя там даже нет соответствующей графы.
Другая причина – плохо читающаяся бледная копия. Еще одна – изменения, которые внесли в схему после разъединения бланков извещения.
Правило номер три: вовремя сдать свой экземпляр извещения в страховую компанию. Это касается как потерпевшего, так и виновного в аварии.
Как пояснил представитель «Ренессанс Страхования» Андрей Горяинов, часто водителя подводит старый бланк извещения о ДТП. По нынешним правилам, принести страховщику заполненный бланк извещения водитель обязан в течение пяти суток. Но на старых бланках извещений, напечатанных до 2016 года, проставлена другая цифра: 15 суток.
Что делать, если вы опасаетесь оформлять европротокол, а ГИБДД не хочет приезжать на вызов? – спросил «Город 812» у председателя координационного совета по СПб и ЛО МООА «Свобода выбора» Александра Холодова. Тот серьезно посоветовал сообщить, что после удара в ходе ДТП у вас болит голова или живот. Тогда это будет считаться ДТП с пострадавшими. Впрочем, в Петербурге инспекторы на вызовы и так приезжают.
Нина Астафьева