Что стоит за скандалами вокруг строительства метро?
Смольный осаждал «Метрострой» 10 лет – как греки Трою. 10 лет назад Смольный начал борьбу за контроль над ОАО «Метрострой». Тогда Росимущество передало городу 21% принадлежавших Федерации акций компании. В президентском указе по этому поводу говорилось, что городские власти должны провести допэмиссию и выкупить их, получив таким образом контрольный пакет. На тот момент город владел 25% через ГУП «Метрополитен». Но образовавшихся у него 46% голосов не хватило для принятия решения о допэмиссии. Против по вполне понятным причинам выступали гендиректор Вадим Александров и его сын Николай, имеющие на двоих 38%. (впоследствии они поменялись местами, и теперь компанией руководит Александров-младший).
С тех пор Смольный несколько раз пытался лишить Александровых контроля над компанией, поднимая вопрос о выпуске и выкупе допэмиссии, но безрезультатно. С 2011 года на конкурсы по строительству подземки стали заявляться другие компании. Что это было – желание властей попугать несговорчивую семью появлением конкурентов, лоббирование чьих-то интересов или реальное намерение разрушить монополию, однозначно сказать сложно. Факт, что и из этой затеи ничего не вышло: «Метрострой» неизбежно побеждал везде и только электродепо «Южное» подрядился строить «Трансстрой».
Последний раз власти в лице Игоря Албина заявили о допэмиссии в ноябре прошлого года. Вице-губернатор пообещал, что через полгода город выкупит акции компании на 1,5 миллиарда рублей. Представитель Смольного в совете директоров «Метростроя» внес соответствующее предложение, но понимания не нашел. «Рассмотрев данную инициативу, совет директоров предложил автору раскрыть детали того, как планируется проводить эмиссию и с какой целью. В процессе обсуждения выяснилось, что предложение содержит ряд ошибок и несоответствий действующему законодательству», – заявила пресс-служба компании.
Однако это наступление Смольного было хорошо подготовлено. С осени в судах лежали иски к компании на 2,8 миллиарда рублей – городские власти требовали от «Метростроя», который являлся генподрядчиком стадиона на Крестовском, возврата неотработанных, по мнению чиновников, авансов. Кроме того, ФНС выкатила ему претензии на 800 миллионов. Негатива в информационный фон добавляли активно переживавшие из-за невыплат зарплат рабочие.
В ответ компания заявляла, что городские власти специально затягивают с приемкой объектов, чтобы обвинить ее в срыве сроков. Такого рода споры между подрядчиками и заказчиками – дело обычное, и, как правило, у каждой из сторон своя правда. Но к столь серьезным последствиям они приводят, только когда в этом есть политическая необходимость.
Поскольку «Метрострой» упорствовал, Смольный, сославшись на нарушение сроков сдачи новых станций, в конце января объявил о расторжении контрактов и пообещал уже через две недели найти новых подрядчиков. Компания оспорила действия властей и в одном случае добилась принятия обеспечительных мер: суд запретил расторжение до окончания рассмотрения дела. Таким образом, проводить новый конкурс по крайней мере по нему стало довольно рискованно.
С технической стороны дело выглядело еще хуже, чем с юридической. Шутка ли – «Метрострой» вытаскивает из строящихся тоннелей всю технику, а потом туда заходит новый подрядчик со своей. Вместо ускорения строительства метро Александр Беглов получил бы в предвыборный год полный паралич отрасли.
Понятно, что серьезно такой вариант вряд ли кто-то рассматривал. Речь, видимо, шла о том, что Смольный либо договаривается с «Метростроем» о допэмиссии, либо банкротит его. В последнем случае он мог забрать все активы предприятия и отдать их вновь созданной городской структуре. Сомнительная идея с точки зрения демонополизации рынка, но повторение московского опыта: там генподрядчиком является госкомпания, которая нанимает остальных на субподряд. Проблема варианта с банкротством в том, что это тоже долгая история. То есть остановка работ.
Известно, что перед объявлением о перемирии между Смольным и «Метростроем» заседал совет директоров компании. Который принял решение о проведении собрания акционеров и изменении устава. Возможно, что это – шаги по подготовке допэмиссии.
Однако нельзя исключать и того, что атака Смольного на Александровых в очередной раз провалилась. Если они наотрез отказались сдавать позиции, то городские власти неминуемо сталкивались с перспективой остановки работ в предвыборный год. Это в лучшем случае, а в худшем – еще и с обрушением недостроенных тоннелей и напрямую вытекающим отсюда выводом, что в Смольном собрались не самые лучшие управленцы. Перед такой перспективой они могли и отступить.
Станислав Волков