«Любовь, что движет солнце и светила…» и Петербург!

Запущенная Даниилом Коцюбинским дискуссия о смысле и роли Петербурга для нас самих и всех окружающих вертится вокруг оценки возможностей петербургских интеллигентов создать таковые смыслы и роли.


Нельзя не согласиться с искренним и романтичным призывом зачинщика дискуссии к петербургской интеллигенция обратиться к своему городу как источнику вдохновения для борьбы с общей дегуманизацией: «Попсовое мельтешение и силовое жлобство стоит попробовать преодолеть Петербургом. Как? Обратившись к городу как к инкубатору вечно растущей культуры, а не как к депрессивному музейному дедушке на хамско-имперских побегушках, притом в разные стороны. У петербургской интеллигенции должен быть свой маршрут».

Существуют, однако, некоторые опасения: возможно ли это?

К сожалению, для формирования интеллигентского сознания необходимо время. Причём время не только и не столько историческое. А личное. Личное время на то, чтобы проникнуться городом, его духом и атмосферой.

Как мне это самому сделать, если я провожу за решением рабочих вопросов по десять-одиннадцать часов своей жизни в одном из архитектурно и культурно безликих «спальных районов», а выбраться в центр города и вдохнуть просвещенный Петербург могу лишь несколько раз в месяц?..

Важны и опасения Григория Тульчинского, который отмечает затухание интеллигентско-петербургской энергии в связи с уменьшением «самих источников энергии»:

«…амплитуда раскаченного Петром маятника затухала и затухала. Похоже, маятник встал. Питер даже был самым “яблочным” городом в стране. А теперь голосует, как вся Россия».

Но вот здесь уже хочется добавить позитива. Петербург ещё способен задавать свой общественный тон, формировать и защищать свою культуру. Не хочется подробно вспоминать нашумевшие истории чисто петербургского по духу сопротивления строительству Охта-центра, попытке передать Исаакиевский собор РПЦ, уничтожению исторического наследия Охтинского мыса.

Предлагаю вместо этого обратить внимание на менее нашумевшую, но не менее показательную, на мой взгляд, историю российского видеоблогинга. Именно петербургский «корпус» видеоблоггеров по сути сформировал современный российский ютуб: Юрий Хованский, Дмитрий Ларин, проект «Versus Battle», Руслан Усачев, Кузьма Гридин, Юлик, Друже Обломов, наконец. Эти люди, сформированные Петербургом, сформировали российский видеоблогинг.

Да, не всем из них не удалось реализовать большие творческие планы, используя ютуб исключительно как видеохостинг для выкладывания того, чем душа радуется. Многие из них мечтали снимать фильмы, сериалы, большие развлекательные проекты. Ютуб, или же, вернее сказать, масса ютубовских зрителей как глобальная структура «переварила» их, превратив в работников контент-конвейера. Откуда на конвейере взяться смыслу? Вопрос, увы, риторический…

Поэтому права Марта Сюткина, скептически относящаяся к возможности интеллигенции продвинуть забытые гуманистические смыслы в эпоху тотального господства Сети. Не могу не согласиться с Мартой в том, что интернет по факту запрещает мыслить сложно, а главное – оригинально.

В связи с этим Марта предложила петербуржцам, вместо того, чтобы ждать от городской интеллигенции каких-то новых смыслов, просто обратить внимание на городские проблемы, которые – в процессе их решения общими усилиями – сами сформируют гражданско-петербургское общество:

«Люди притрутся друг к дружке, привыкнут жить сообща и коммуницировать, узнавая соседей на улице, организуя локальные тусовочки и занимаясь реальными делами, а не мировой диванной политикой через смартфон. Возможно, для достижения такой райской жизни в отдельно взятом городе придётся отключить Интернет. Но запугаешь ли нас таким после ковида, экстренной релокации и сидения на ядерной бочке?..»

Надежд, однако, каюсь, лично у меня и здесь немного. Если нам и в самом деле в обозримом будущем отрубят интернет, то уж всяко не для того, чтобы мы «организовывали локальные тусовочки и занимались разными делами». Куда вероятнее, что всех нас в этом случае попытаются построить в единую колонну и отправить на три сакральные буквы, то бишь в очередной «рай»…

Так что же может – и может ли хоть что-нибудь? – стать глобальным ответом на этот интернет-вызов, на эту неспособность человека отвлечься от безумного информационного потока и «вернуть эту землю себе»? Как от уйти от сетевого помутнения сознания и обнуления всех смыслов?

Ответ может показаться простым, но, на самом деле, он отнюдь не простой — это школа и семья. То есть то реальное, живое и не сетевое, что ест и всегда будет в нашей жизни.

Человек с самого детства должен увидеть чудо Петербурга глазами тех взрослых, которых он любит и которым доверяет. Взрослые люди должны найти, рассказать и показать, что их самих цепляет и удивляет в родном городе. Таким образом, интернет все чаще будет становиться не врагом и конкурентом, а подспорьем в развитии у детей и будущих взрослых петербургских граждан регионально-городской вовлечённости, а не зловредной тяги к копошению в глобально-помойной яме аддиктивных сетевых развлечений.

Где искать точки соприкосновения и соединения юных петербуржцев с их родным городом? Быть может, на выставках? Быть может, в театрально-музыкальной жизни? Быть может, на прямых «першпективах» и около домов барокко-классицизма-модерна-конструктивизма? Быть может, в уютных парках и скверах, пригородах, на заливе? Быть может, внутри атмосферной пышечной, что на Большой Конюшенной? Насыщенная смыслами и образами жизнь Петербурга в любом случае окажется интереснее веерного и уныло-удалённого досуга у «компа».

Искренне, по-рыцарски, полюбить кого-то в суете сует непросто. Не говоря уж о городе. Ещё сложнее, передать эту любовь кому-то ещё. И здесь я возвращаюсь к своей же собственной проблеме — как найти время на эти отношения? Дать им шанс, целенаправленно сходив к художникам и скульпторам в Эрмитаж, к режиссёрам в БДТ, МДТ, НДТ, Мастерскую…, к литераторам в их музеи-квартиры, к просвещённым правителям в их пышные и наполненные смысловыми аллегориями резиденции…
Уверен, было бы желание поделиться своей любовью к Петербургу с другими, тем более с собственными детьми или учениками – время и силы найдутся!..

Григорий Конников

На заставке: А.Н. Бенуа. Иллюстрация к поэме А.С. Пушкина “Медный всадник”

  • На фото: Григорий Конников и его ученики