В «баттле» Любови Соболь с Ксенией Собчак сошлись две симпатичные блондинки почти одного возраста, похожие друг на друга даже по стилю (прически, очки и т.д.). Но казалось, что они принадлежат к разным поколениям. Меня заинтересовала не суть спора, а форма дискуссии, демонстрирующая, что такое современная политика.
Собчак говорила примерно так же, как, например, говорил бы я сам на семинаре в университете, где присутствует лишь десяток-другой человек. Она выстраивала систему аргументации, требовала цифр от оппонента, давала ссылки на «источники». А самое главное: она постоянно оправдывалась, как будто это был даже не семинар, а защита диссертации, и важно было убедить небольшой, компетентный Совет в том, что соискатель заслуживает присуждения степени.
Соболь все время шла в наступление. Вопросов оппонента даже не пыталась слушать. Говорила лишь то, что считала нужным. Причем в максимально простой форме.
Если Собчак общалась с Соболь, то Соболь общалась напрямую со зрителем. Она понимала, что массовому зрителю плевать на цифры и источники. Он хочет видеть только уверенность в себе со стороны лидера, которому доверяет. И в этом смысле содержание программы Навального, которую отстаивала Соболь (раздать деньги), оптимально соответствовало форме ведения «полемики».
Политика делается теми методами, которые использует Соболь. Мне лично это не нравится. Если то, что говорила Ксения, я мог хотя бы спокойно выслушать, стараясь следить за ходом мысли, то в трехминутных спичах Любови мне становилось скучно на 20-ой секунде.
Но ведь речи политиков 140-миллионной страны рассчитаны не на таких как мы с вами, а на большинство, утомляющееся обычно на 20-ой секунде выступления человека, любящего факты, цифры и ссылки на источники.
Суть стратегии Навального как раз и состоит в том, чтоб победить не на семинаре интеллектуалов, а в политике. Поэтому суть его программ (от президентской до «Пяти шагов») мне неинтересна. Связь между его словами и реальными намерениями, отсутствует. Но именно это демонстрирует профессионализм человека, хорошо понимающего как делается политика.
Дмитрий Травин, профессор Европейского университета в СПб