Министерство здравоохранения подготовило приказ, изменяющий правила продажи аптечных средств. Фармацевтов заставят информировать покупателей об имеющихся в наличии более дешевых аналогах одного и того же препарата. Будет ли польза? – «Город 812» узнал подробности.
Чтобы не смыло с полок
Правила продажи лекарств будут изменены по распоряжению Правительства РФ (N 9-р от 12.01.2018 г.), утвердившего «дорожную карту» по развитию конкуренции в здравоохранении.
Еще в ноябре 2018-го Минздрав должен был ввести для аптек «требования о первом предложении покупателям наиболее дешевого взаимозаменяемого лекарственного препарата», а также «требования об информировании покупателей о наличии более дешевых аналогов». Такие формулировки записаны в «дорожной карте».
Благодаря этим мерам, государство рассчитывает повысить ассортимент и доступность лекарств «за счет предотвращения «вымывания» из продажи лекарственных препаратов низкой ценовой группы». Изменения вносятся в приказы Минздрава № 647н и №646н от 31.08.2016 г., они касаются только тех препаратов, на которые у покупателя нет рецепта врача.
Минздрав введение новых правил затянул, кроме того, проект документа получился урезанным, по сравнению с «дорожной картой». Исчезло требование – сперва предлагать самые дешевые препараты. Нововведения будут выглядеть так:
«При реализации лекарственных препаратов фармацевтический работник должен информировать покупателя о диапазоне стоимости (начиная с наиболее дешевого) имеющихся в наличии в аптечной организации взаимозаменяемых лекарственных препаратов в рамках одного международного непатентованного наименования относительно запрошенному лекарственному препарату… Отклонение от данного требования должно быть задокументировано».
Последняя фраза свидетельствует о том, что государство хочет фиксировать нарушения правил. А если есть такие требования, значит – будет и план по их выявлению. Но меры наказания пока не прописаны.
Документ Минздрава получил положительное заключение Минэкономразвития РФ, сейчас идет заключительная редакция текста законопроекта.
По акции – дороже
Национальная фармацевтическая палата в марте этого года сообщила: в 60% случаев фармацевты предлагают покупателям препараты тех компаний, с которыми у аптеки заключены маркетинговые договоры.
Согласно данным исследовательской компании Ipsos России за 2018 год, 52% менеджеров российских аптек подтвердили наличие маркетинговых контрактов с компаниями-производителями. При этом в сетевых аптеках почти каждый пятый провизор отметил, что «часто переключает запрос покупателя на препараты по акции для провизоров». В несетевых аптеках так поступают лишь 7% провизоров.
В 42% случаев покупатели, обращающиеся с просьбой посоветовать «что-то от головы», от кашля и т.п., получают в рекомендациях те лекарства, на которые у аптеки есть маркетинговые договоры с производителями.
Средняя доля законтрактованного ассортимента в аптеке – 44%.
Цены не слушаются
Законопроект о новых требованиях по продаже лекарств получил официальное одобрение фармсообщества. Национальная иммунобиологическая компания (учреждена в составе госкорпорации «Ростех») и Ассоциация аптечных учреждений «СоюзФарма» заявили об «отсутствии рисков и негативных последний» в случае принятия документа, говорится в пояснительной записке к проекту приказа Минздрава.
Тем не менее, петербургские представители фармотрасли сомневаются в целесообразности введения новых правил. По словам Александра Хаджидиса, главного клинического фармаколога Петербурга, формально – нововведения правильные, а по сути – есть претензии. Отношение – двойственное.
– Рентабельность аптечного бизнеса невысокая. Аптеки выживают как могут. Вероятно, они вступают в какие-то договорные отношения с производителями лекарств. Оформляют на витринах, так называемые, «пятна» – выставляют препараты так, чтобы приходил человек, и они ему сразу бросалось в глаза… Вроде бы, правильно, если фармацевт или провизор будет информировать покупателя, что есть такие-то и такие-то лекарства-аналоги. Но аналоги оригинальных препаратов по качеству часто оставляют желать лучшего: они или не доисследованы, или есть проблемы с их эффективностью, или – с безопасностью. Не в обиду будет сказано, но провизоры и фармацевты – не врачи. А получается, что они начнут рекомендовать лекарства во всем диапазоне цен. Сермяжная правда состоит в том, что назначать лечение должен врач, – уверен Александр Хаджидис.
По мнению провизора аптечной сети Евгения (попросившего об анонимности), самую большую пользу от нововведений получат проверяющие органы, которые будут контролировать выполнение.
– Как правило, в аптеке есть какая-то очередь. Предлагаю посчитать, сколько времени займет обслуживание одного покупателя. У нас в стране есть много дженериков, для популярных препаратов их количество может доходить до 20 наименований. Допустим, человек пришел со списком из пяти лекарств, на каждое есть по 20 аналогов. Формально, провизору придется озвучить все сто позиций с ценами. Во-первых, это займет много времени, во-вторых, покупатель, скорее всего, ничего не поймет. И обратиться за советом к тому же провизору! Который, вероятно, порекомендует ему препарат, исходя из каких-то своих интересов, а не реальной пользы для конкретного человека, которого он первый раз в жизни видит, – говорит фармацевт.
Несмотря на распоряжение Правительства РФ и готовящийся приказ Минздрава, расходы россиян на лекарства растут. По данным Ipsos, осенью 2018 года средний чек в аптеке составил 446 рублей. Для сравнения, четыре года назад средний чек был 394 рубля.
Елена Роткевич